Как построить четкую организационную структуру компании

strukturirovanie     На этапе, когда вы наконец решили для себя какая организационная структура компании для вас оптимальна следует уделить время той структуре, которая у вас уже есть. Ее следует расписать подобно иерархическому дереву, а делается это по следующей схеме.

     Во главе компании, само собой, находится владелец (или владельцы). Нужно указать, сколько их и кто они (если их несколько).

     Следующая ступень в иерархии сверху вниз отводится для руководства компании. Необходимо прописать ответвление от владельцев – директорат: коммерческий, генеральный и прочие директора.

     Даже если вы – единственный владелец, не стесняйтесь и вписывайте себя на самую верхнюю ступеньку иерархии.

     Третья ступень сверху – руководители отделов ( если они имеются). К примеру: «руководитель отдела маркетинга – Иванов И. И.» и т.д.

     За руководителями отделов следуют менеджеры, а за менеджерами – исполнители в конкретных отделах.

     Если ваша компания только начинает свое становление, то наверняка и руководителем отдела продаж и исполнителем процесса будете вы сами.

     Если же в отдел продаж клиентов вам приводит кто бы то ни было, то как исполнителя процесса вам следует отметить тех, кому эта задача отдана на аутсорсинг.

     Аналогичным образом поступаем со всеми задачами, отданными на аутсорсинг – этих «игроков» все равно нужно указать.

     Даже если в компании на данный момент лишь один сотрудник – вы, структура все равно расписывается от А до Я и не беда, что в данный момент под каждой задачей и должностью вписаны только вы сами. Со временем ваша компания начнет разрастаться и каждое из мест будет поэтапно отдаваться отдельному, так сказать специально обученному, исполнителю.

     По большому счету, отделов должно быть не меньше 5: отдел продаж, IT, юридический отдел, бухгалтерия и производственный. Этот минимум позволит вам по мере развития не тратить больше времени на структурирование компании. По мере того, как вы будете нанимать в штат сотрудников, те или иные вакансии будут заполняться ими, вытесняя оттуда вас.

     Если практически любая другая сфера бизнеса худо-бедно сможет обойтись без айти отдела, то инфобизнес без айтишника как без рук.

     Следующий важный шаг – описание самой организационной структуры. Гораздо разумнее начать с процессов, а уже потом перейти к ней хотя бы потому, что при готовой структуре процессы писались бы под нее, а не под реальные потребности компании и вас, как ее руководителя. И в результате процессы эти либо некорректно отображаются, либо и вовсе желаемое выдается за действительное.

     Шаг третий – накладывание процессов на готовую уже теперь структуру. Делается это примерно следующим образом.

     Те процессы, которые мы расписывали на первом этапе теперь нужно изобразить визуально. Рисуется прямоугольник, а в него вписываются конкретные шаги, что предпринимается и кто в этих процессах задействован. К каждому процессу также прилагаются типовые документы (если они есть). Если выполняет действие один сотрудник, а отвечает за выполнение кто-либо другой, указать следует и исполнителя и ответственного.

     Таким образом, вы получаете конкретный и четкий список процессов, наложенных на организационную структуру.

     Когда все расписано до мельчайших деталей доходим до последнего шага – необходимо проанализировать какие задачи необходимо выполнять самостоятельно, а какие можно поручить сотрудникам. От вашего свободного времени и возможности тратить его на стратегические задачи и развитие бизнеса напрямую зависит судьба вашего инфобизнеса.

     Если вы единственный сотрудник, это еще не означает, что расписывать процессы и структуру нет необходимости. Когда вы выполняете множество дел самостоятельно, весьма непросто заметить ту грань, которая отделяет один процесс от другого.

     Даже если в компании работает один человек, надо всё расписать. В этом случае есть отдельные действия, окончания которых являются началом других действий. Часто некоторые действия прорабатываем по нескольку раз, тратя драгоценное время, снижая собственную же эффективность.

С Уважением, Сергей Курников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *